Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спросаСуверенитеты потребителя и производителя — основа формирования отношений между ними на рынке. Именно такая свобода принятия экономических решений определяет обычные модели поведения покупателей и продавцов, в том числе и зависимость между уровнями цен и количеством товаров, которые покупатели готовы приобрести при том или ином уровне цен. Эта зависимость обычно называется ценовой эластичностью спроса, поскольку спрос выступает на рынке не как жестко заданная и ни от чего не зависящая величина, а как экономическая реакция покупателей на качество и цены товаров. Ценовая эластичность спроса — количественная мера изменения величины спроса при изменении цены (или доходов покупателей). И чем выше качество товаров (при прежнем уровне цен) или чем ниже их цена (при том же качестве), тем больше «растягивается» спрос, эластично реагируя на изменение соотношения цена-качество. И наоборот, чем выше цена, тем меньшее количество товаров покупатели согласны будут приобрести.

Такая реакция суверенных покупателей заставляет производителей искать те соотношения качества и цен, которые в наибольшей мере устроят потребителей и позволят производителям соответственно получить наибольшую выгоду от своей коммерческой деятельности. Так достигается необходимый для нормального развития экономики компромисс между интересами производителей и потребителей и формируется цена рыночного равновесия, при которой удается продать все количество товаров, которое производители согласны при такой цене предложить на рынок. Но что лежит в основе формирования ценовой эластичности спроса потребителей по ценам, какие факторы определяют поведение покупателей на рынке? Ценовая эластичность спроса по ценам формируется под влиянием двух главных факторов: потребительских предпочтений и бюджетных ограничений. Потребительские предпочтения — это те нужды покупателей, которые они стремятся удовлетворить в первую очередь, сравнивая и выбирая наиболее желательные для них товары или услуги из всего океана товарного предложения.

Для каждого человека набор товаров, услуг или благ, которые он хотел бы иметь, индивидуален, поскольку воистину «на вкус и цвет товарищей нет». И если один готов тратить все деньги на модную одежду, то другой способен годами ходить в одном и том же, чтобы скопить деньги на турпоездку за границу. Вместе с тем очевидно, что «корзинка покупателя» зависит от суммы денег, которой он располагает. Денежный лимит покупок принято называть бюджетным ограничением. Это ограничение и условия жизни в данной стране (уровень цен, традиции потребления, мода, особенности климата и др.) в конечном счете и определяют, что и сколько приобретают покупатели. Очевидно, что бюджетное ограничение само по себе прямо определяется уровнем номинальных доходов граждан, и это подводит нас к разговору о том, как формируются доходы потребителей и от чего они зависят.

Leave a Reply

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>