Конкуренция на рынке товаров и услуг

Конкуренция на рынке товаров и услугВ зависимости от особенностей функционирования экономисты делят все рынки на два основных вида: рынки, где преобладает конкуренция (конкурентные), и рынки, где конкуренцию пытаются ограничить (неконкурентные). Конкурентный рынок отличается тремя основными признаками: 1) на нем действует много продавцов и покупателей, и никто не может определять цены; 2) продаваемые товары и услуги однородны и легко взаимозаменимы (рынок пшеницы или кукурузы, парикмахерских или прачечных услуг); 3) на рынок легко вступить, а также легко его покинуть.

Рынок с ограниченной конкуренцией на рынке товаров и услуг отличается тем, что на нем продавцы (или покупатели, что бывает реже) могут определять цены, а следовательно, навязывать их. Когда-то, в начале XX в., классическим примером крайней ситуации с ограниченной конкуренцией был рынок нефти в США. Он полностью контролировался (то есть был монополизирован) компанией «Стандарт ойл». Монополизация рынка — занятие фирмой или группой фирм такой позиции на рынке, которая позволяет им диктовать своим партнерам по обмену его условия. В конце концов под давлением покупателей нефти американское правительство возбудило против «Стандарт ойл» судебное дело за монополизацию рынка, и она была насильственно расчленена на 33 независимые компании.

В 1982 г. точно такая же участь постигла известнейшую во всем мире американскую компанию «Америкэн Телефоун энд Телеграф». Ее расчленили более чем на 20 компаний. Однако такие крайние случаи почти полного уничтожения конкуренции на рынке товаров и услуг и правительственной ломки структур компаний встречаются не слишком часто. Более распространены рынки, где конкуренция сохраняется, но сильно ослаблена. Типичным примером здесь является автомобильная промышленность. В США, например, есть всего несколько фирм, которые производят автомобили. Они могут легко договориться о ценах. Однако за этим следит правительство.

В составе министерства юстиции имеется антитрестовское управление, которое может наказать монополистов. Но гораздо более эффективно на конкуренцию на американском автомобильном рынке действует ввоз в США иностранных автомобилей. Благодаря этому ввозу число фирм, действующих на американском рынке, увеличивается во много раз, резко усиливая конкуренцию. Конкуренция на рынке товаров и услуг важна тем, что она давит на цены вниз, приближая их к затратам на производство товаров и услуг. Это, безусловно, выгодно покупателям. Чем ниже цены, тем больше мы можем купить товаров. Это утверждение вполне очевидно. Куда менее очевидны те глубинные механизмы, которые определяют формирование цен в рыночной экономике и о которых мы поведем речь дальше.

Leave a Reply

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>