Коллекционирование для детей

Несколько лет тому назад семистам семилетним ребятишкам был задан вопрос: есть ли у них какое-нибудь коллекционирование для детей? Около 70% опрошенных ответили утвердительно. Собирают они все, что только можно: фантики, автобусные билетики, листья, монеты, марки, платочки, машинки, куколки, коробочки, вкладыши к жевачкам, открытки с поп-звездами и т. п. Родители испытывают смешанные чувства по отношению к коллекциям своих отпрысков, особенно таким, которые «съедают» карманные деньги. Большинство из нас с готовностью одобрят собирание ребенком марок, иностранных монет или гербария, но сочтут пустой тратой денег и времени коллекцию для детей брелоков для ключей или оберток от жвачки. Вы можете возразить, особенно если столкнулись, как и я, с тем, что ваш ребенок покупал сладости и совсем не стремился к обладанию открыточками, которые вкладывались в их упаковку. Таким образом, вы можете верить, что коллекционирование для детей марок — полезное занятие (оно может научить ребенка названиям различных стран, с которыми он раньше не встречался) и что выращивание кактусов также служит образовательным целям, но не стоит преувеличивать их ценность. Цель коллекции для детей— как полагают шести-семилетние дети — всегда одна независимо от предмета коллекционирования для детей— просто иметь, держать, рассматривать, пересчитывать и перекладывать что-то. Ребенок может наклеить открытки в альбом, но затем, рассмотрев и выделив «лишние», обменяет их.

Конечно, он расклеит свои марки в соответствии со странами, но это только потому, что так устроены альбомы; как только ребенок хорошо ознакомится с историей марок, их происхождением, он начнет сортировать их по форме, темам или по отдельным странам. Но почему именно инстинкт коллекционирования для детей так силен? Он свойствен не только детям — взрослые тоже собирают марки (и не только препятствуя инфляции), чайники, солонки и перечницы, комнатные цветы, а также вещи больших размеров. Однажды я побывала в доме одного человека, который коллекционировал старые механизмы. Дом, сад и сарай — все было заставлено древними плугами, ветряными приводами, тележками для угля, привезенными из местных шахт. А как-то мне довелось брать у одного студента интервью, так вот у него было пятьсот сумок, игрушек и кружек с изображением мышки. Часто говорят, что речь — главное отличие человека от животного. Стимул к существованию именно у животного заключается в удовлетворении потребностей в уюте, утолении голода и жажды,-в производстве и воспитании потомства. Тогда как человек зачастую руководствуется менее осязаемыми вещами. Живущий в достатке малыш начинает собирать деньги на покупку еще одного брелока для своей коллекции, а богатый взрослый человек может продать свой дом ради приобретения новой ценной марки. На склонность к коллекционированию для детей шести-семи-летних детей оказывают влияние другие люди. Пик этого увлечения приходится на период, когда дети начинают интересоваться причинными связями, приблизительно в то же время, когда они становятся способными посмотреть на проблему со стороны и логически оценить ситуацию.

Возможно, именно это послужило толчком к коллекционированию для детей, сортировке и обмену вещами и объединило со склонностью к абстрактному мышлению, которое характеризует человека, но это всего лишь предположение. Точного определения инстинкта коллекционирования для детей нет, хотя собирательство можно назвать первой ступенью к нему. И это, кстати, очень важное человеческое свойство. Многие антропологи полагают, что первоначально все мужчины были охотниками и добытчиками еды. Кочуя с места на место, они собирали ее, как делают это бушмены и поныне в пустыне Калахари. Поэтому неудивительно, что инстинкт собирательства хорошо развит в раннем детстве. Любой родитель малыша, начавшего только ходить, знает, что каждая прогулка в магазин превращается в мучительный, но приносящий громадное удовлетворение процесс подбирания листиков, камешков, палочек, попадающихся на пути. Дети остаются великими коллекционерами в течение всего детства.  Можно в коллекции для детей полировать камешки, а можно собирать гербарий, а затем с помощью справочной литературы узнавать названия растений, или насекомых, или съедобных грибов. Обследование с целью определения понятия — это своего рода исследование-гипотеза, подтверждение предположения, бросающее вызов мышлению большинства детей до исполнения им семи лет. Интересно, что предположение — обычный элемент, входящий в состав практически любой игры ребенка от семи до десяти лет.

Таким образом, это сложное и важное умение старательно отрабатывается, как и многие другие, в игре. Одна из самых простых игр-догадок — «Жучок», в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать, кто его ударил. Не одну сотню лет живет детская игра, в которой нужно угадать, в какой руке спрятан маленький предмет. Или другая, где на счет «три» дети «выбрасывают» разное количество пальцев и их комбинация должна быть «чет» или «нечет». Много существует вариантов пряток, которые по сути являются не чем иным, как ориентацией в пространстве. Все ищут одного, или один ищет всех. Последний вариант самый распространенный. Есть еще вариант, где нужно первому добежать до определенного предмета и дотронуться до него или поднять и отшвырнуть в сторону. В подобных играх развивается навык предположить что-то в уме и проверить правильность своего предположения на практике. Зачастую дети не видят смысла в собирании коллекции. Им интересно отметить про себя или объяснить другим, какая модель автомобиля только что проехала. Они систематизируют номера машин или просто ведут их учет. В принципе удовольствие заключается именно в поиске определения понятия и его места в жизни, а записи или заметки лишь разжигают страсть к этому занятию.

Leave a Reply

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>