Игра с водой

Игра с водойКогда-то малышу нравилось плескаться в ванне или бассейне, теперь же он экспериментирует с решетом, водяной мельницей и водяным пистолетом (если вы позволяете с ним играть). Но главное изменение, которое вы замечаете, то, что в игре дошкольника появляется сюжет. Лодки не просто плавают, а плывут к острову, что на другом конце ванны; они не просто тонут, а их топит губка, которая падает на лодки с неба.

Грязная вода. Малышу нравится исследовать мир, окружающий его, и он должен его исследовать, чтобы вырасти любознательным и разумным. Обязательно ли для этого играть с водой? Ведь она мокрая, создает беспорядок. Можно же развивать воображение и рассматривая книжку-раскладушку, при этом не придется постоянно мыть пол и менять намокшую одежду. Игры с водой необходимы. Они помогают ребенку познакомиться с такими понятиями, как сухое, теплое и холодное: течение, движение, объем и форма. Обязательно ли при этом играть в канаве? А поставьте себя на место малыша: где ему интереснее познать то, что вода может намочить рукава — на улице или в ванне? Конечно, на улице. Возможно, вам кажется, что мы переоцениваем желание ребенка познать, как ведут себя в воде те или иные предметы.
Сознание того, что ребенок не будет успевать по математике, если не разбрызгает полванны, переливая воду из одного сосуда в другой, заставляет вас постоянно мучиться угрызениями совести.

Должны ли вы терпеливо взирать на попытки ребенка вычистить унитаз вашей зубной щеткой, чтобы удовлетворить свое любопытство? Многих детей нельзя представить не испачканными; многих родителей приводит в отчаяние попытка малыша набрать из унитаза воду для питья. Что предвещает все это? Что из него вырастет неопрятный подросток? Специалист по канализации? Или все это чисто возрастные явления? Успокойтесь, большинство детей действительно перерастают это. Неопрятность малыша и его интерес и любовь ко всему грязному не дают основания для утверждения, что он будет неряхой в будущем. Возможно, ваш ребенок любит грязь не саму по себе, а только за то, что с ней можно возиться, строить крепости, дома и т. д. Малыш, который сегодня исследует грязь, возможно, завтра станет экспериментатором в живописи, кулинарии или науке. Также может быть, что туалет притягивает ребенка, потому что мы, родители, поощряем этот интерес.

Приучая малыша к горшку, мы всячески старались привлечь его внимание к моче. Дочка писала в горшок, и вы хвалили ее: «Что за умница!» Затем вы выливали «драгоценную» жидкость в унитаз, а теперь удивляетесь, почему ей так хочется здесь играть. Как может двух-трехлетняя крошка понять, что в туалете хорошо писать, но нехорошо играть? Вода — это хорошо: хорошо с ней экспериментировать, хорошо играть, хорошо во всех отношениях, как это считают специалисты. Ваша задача не в том, чтобы обеспечить ребенка водой, а в том, чтобы сделать его игры с водой безопасными. Если ваш ребенок постоянно играет в туалете, не значит ли это, что у него нет возможности играть с водой? Удлините время его купания, позволяйте ему каждый день играть в раковине, поставьте в саду для него надувной бассейн.

Если в ванной будет много игрушек, около умывальника будут кувшины и чашки, а в бассейне различные тонущие и плавающие предметы, туалет потеряет для ребенка свою привлекательность. Одновременно вы можете ограничить его возможность играть в унитазе, прочно закрепив на нем детское сиденье. Если все это не срабатывает, вам придется немного подождать: этот период редко бывает продолжительным. В семейных условиях опасность от игры в унитазе крайне незначительна, однако, если вы боитесь инфекции, следует дважды ополоснуть унитаз, почистив его предварительно небольшим количеством порошка. Для маленького ребенка чистящие средства представляют большую опасность, чем капля мочи, оставшаяся после родителей.

Если малыш играет в канаве, можно отучить его от этого аналогичным способом. Канава привлекает ребенка, потому что в ней собирается вода и еще потому, что ее можно перегородить, кинув туда глину или песок. Если у вас в саду есть кран, то, пожалуй, самым простым решением удовлетворить интерес ребенка к воде станет знакомство его с тем, как открывать этот кран и наполнять ковшик водой, однако надо хорошо продумать шаг, в противном случае знакомство с краном приведет к еще большему беспорядку. Я решала эту проблему так: плотно закрыла все канавы решетками и ограничила доступ детей к крану. Надувной бассейн и ковшик, в котором можно носить воду в песочницу, хорошо отвлекают ребенка.
Ответы на вопросы. Игра с водой рождает у ребенка массу вопросов. Если он спрашивает вас, почему некоторые предметы тонут или намокают, отвечайте просто, но точно. Не старайтесь вдаваться в слишком подробные объяснения. Если вы скажете ребенку, что мячик выскакивает на поверхность воды, потому что он наполнен воздухом, малыш может повернуться к вам и сказать: «И он хочет быть вместе с остальным воздухом, потому что они друзья». Не стоит говорить ребенку, что это глупости, не стоит также объяснять, как все обстоит на самом деле. Ребенок пытается понять мир по-своему.
Работа с водой. Ребенок должен как можно больше знать о тех работах, которые связаны с водой. Ему нравится наливать воду из кувшина в чашку или стирать носки» в раковине. Покажите малышу, как выжимать белье, и будьте неподалеку на случай, если он опрокинет таз; если же он разольет воду, покажите, как вытирать пол. Расскажите, как это лучше делать, и смените намокшую тряпку на более сухую. Когда ребенок закончит свою работу, не спешите на его глазах доделывать ее: со временем он самостоятельно добьется больших успехов.
Песок. Ребенок уже познакомился с песочницей, однако именно теперь она заняла в его играх должное место. Например, малыш узнает, что игры с сухим и с мокрым песком сильно отличаются друг от друга. В мокром песке можно прокладывать длинные извилистые дороги, по которым будут ездить машинки, строить высокие холмы, на которых будут пастись игрушечные козы и овцы, крепости, которые будут защищать солдатики. Песок можно погрузить в тачку и отвезти в другой конец сада. Сухой песок — совсем другое дело. Его приятно держать в руках и медленно пропускать сквозь пальцы. Он хорош для того, чтобы закапывать свои ступни, а затем выкапывать их. Песком хорошо наполнять чашки, удивляясь, почему его стало больше, когда его пересыпали из одной емкости в другую.

Leave a Reply

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>